|
Аввакумов Юрий Игоревич
1957, Тирасполь
Архитектор, дизайнер, художник, куратор
В 1981 окончил Московский архитектурный институт. С 1984 организует выставки концептуальных архитектурных проектов, не предназначенных для реализации. Для обозначения жанра концептуального проектирования в СССР 1980-х придумал и ввел в употребление термин «бумажная архитектура». Курирует выставки бумажной архитектуры в Москве (Юность, 1984; МАРХИ, 1992, 1994); Любляне (SCUC, 1986), Париже (La Villette, 1988); Милане (Palazzo dell’Arte, 1988); Франкфурте (Deutsches Architekturmuseum, 1989); Кёльне (Linssen, 1991); Цюрихе (Architekturforum, 1990); Брюсселе (Fondation pour l’Architecture, 1990); Кембридже (List Visual Arts Center, MIT, 1990); Новом Орлеане (Contemporary Arts Center, 1991); Остине (Huntington Gallery,1991); Амхерсте (Fine Arts Center, 1992), Волгограде (Музейно-выставочный центр, 1997) и т. д.
Произведения Аввакумова состоят из бумажных, картонных и деревянных архитектурных элементов: лестниц, башен, переходов, мостов. Аввакумов — мастер архитектурной иронии. В своих работах он находится в постоянном диалоге с архитектурой русского авангарда и советского времени; и в той и в другой он видит очевидную утопию. С начала 1980-х проектирует выставки Любови Поповой, Ольги Розановой, Константина Мельникова, Владимира Татлина, Казимира Малевича. В 2000—2003 организует 36 выставок архитектурной фотографии в Фотопрограмме 24 (МАРХИ, Московский Дом фотографии).
В 1986 начинает серию «Временные монументы», посвященную конструктивизму 1920-х и его героям (галерея Линзен, Кёльн, 1990; ГРМ, 1992–1993; МАРХИ, 1992–1993). Главная работа этой серии «Рабочий и колхозница international» (1991) показывалась на VI Международной выставке архитектуры, Венеция (1996), в ГТГ (2000), на выставке «Берлин—Москва», Берлин (2003). Участвует в Венецианских биеннале 1996 («Предчувствуя будущее. Архитектор как сейсмограф») и 2003 («Станция Утопия»). В 1993 создал фонд «Утопия» (Москва), интернет-архив «Русская утопия: депозитарий». В 1983—1988 преподавал в МАРХИ, в 1993—1994 профессор Высшей школы конструирования (Hochschule fur Gestaltung), Карлсруэ, Германия. Произведения хранятся в коллекциях ГРМ (Санкт-Петербург), ГТГ (Москва), МАРХИ (Москва), Немецкого музея архитектуры (Франкфурт), Музея Виктории и Альберта (Лондон), Музея нового искусства (Карлсруэ), Галереи современного искусства (Любляна) и др.
Живет и работает в Москве. |