"Свой Круг" Художники нонконформисты в собрании Александра Кроника
 
 

Свешников Борис Петрович

1927, Москва – 1998, Москва

 

Художник. В 1945—1946 учился в Московском институте прикладного и декоративного искусства. В 1946 был арестован по обвинению в антисоветской деятельности и отправлен на восемь лет в лагерь строгого режима. В 1946—1953 находился в лагере в г. Ухта Коми АССР. Благодаря переводу на лагпункт Ветлосян смог выжить; был назначен сторожем в деревообрабатывающий цех, при котором работала художественная мастерская. Именно там начал серию лагерных рисунков, «лагерную сюиту». В 1954, отбыв срок, вернулся в Москву. В 1956 был реабилитирован. В 1954—1957 жил в Тарусе, затем переехал в Москву.

В 1960-е работал для Гослитиздата, иллюстрировал произведения И.-В. Гёте, Э.-Т.-А. Гофмана, Г.-Х. Андерсена, братьев Гримм, М. Метерлинка, К. Г. Паустовского, проявив дар романтика-символиста, мастера изысканной исторической стилизации. С 1970-х участвовал в выставках в Швейцарии, Германии, Франции, Австрии, США. Одно из главных произведений художника — большой цикл лагерных рисунков, исполненных пером. Тонким, каллиграфически точным штрихом Свешников рисует мрачные залы, фигурки заключенных, мечтающих о свободе, воплощенной в безбрежных зимних просторах. Позднее к созданной в 1950—1960-е сюите прибавился еще более фантастико-гротескный графический цикл «Альбом для рисования», в меньшей степени связанный с лагерем. «Гулаг-арт» Свешникова (рисунки впервые опубликованы в альманахе «Аполлон», 1977, издаваемом Михаилом Шемякиным) произвел сенсацию на выставках общества «Мемориал», которые оно проводило в 1990-х.

Эволюция живописной манеры — от графически четких по композиции и колориту полотен к своеобразным цветовым «паутинкам», сотканным из пуантилистского марева мелких точечных мазков. Героями его картин по-прежнему оставались романтизированные «зэки» либо просто чудаки и бродяги, блуждающие в мирах своих кошмаров и грез.

 
 

372.
[ увеличить ]

 

373.
[ увеличить ]

 

374.
[ увеличить ]

           
 

375.
[ увеличить ]

 

376.
[ увеличить ]

 

377.
[ увеличить ]

           
 

378.
[ увеличить ]

 

379.
[ увеличить ]

 

380.
[ увеличить ]

           
 

381.
[ увеличить ]

 

382.
[ увеличить ]

 

383.
[ увеличить ]

           
 

384.
[ увеличить ]

 

385.
[ увеличить ]

 

386.
[ увеличить ]

           
 

388.
[ увеличить ]

 

389.
[ увеличить ]

 

390.
[ увеличить ]

           
 

391.
[ увеличить ]

 

392.
[ увеличить ]

 

393.
[ увеличить ]

           
 

372 – 394. Борис Свешников
Альбом для черчения [Вторая половина 1950-х] 23 рисунка
Бумага, тушь. 29 х 21

   
 

397.
[ увеличить ]

 

398.
[ увеличить ]

 

399.
[ увеличить ]

           
 

400.
[ увеличить ]

 

401.
[ увеличить ]

 

402.
[ увеличить ]

           
 

403.
[ увеличить ]

 

404.
[ увеличить ]

 

406.
[ увеличить ]

           
 

395 – 406. Борис Свешников
Тетрадь для эскизов. [Вторая половина 1950-х] 12 рисунков
Бумага, тушь. 29 х 21

   
 

408. Борис Свешников
Предчувствие. 1996
Бумага, тушь, акварель.
25 х 32
[ увеличить ]