"Свой Круг" Художники нонконформисты в собрании Александра Кроника
 
 

Белютин (Билютин) Элий Михайлович

1925, Москва

 

Художник, историк и теоретик искусства, педагог, основатель и руководитель художественной студии «Новая реальность», автор «теории всеобщей контактности». В 1941 ушел добровольцем на фронт, был контужен и демобилизован. С 1942 по 1947 учился в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова. В числе его учителей — знаменитый мастер русского авангарда, член объединения «Бубновый валет» Аристарх Лентулов и входивший в объединение художников-символистов «Голубая роза» Павел Кузнецов. Вокруг Белютина сложилось объединение молодых художников. В 1946 он основал творческую студию живописи. В 1954 белютинская студия «Новая реальность», организованная при Доме учителя на Большой Коммунистической улице, приобрела официальный статус. В 1962 во флигеле при Доме учителя состоялась однодневная выставка членов студии (при участии не входивших в студию Эрнста Неизвестного, Владимира Янкилевского, Юло Соостера, Юрия Соболева). Выставка привлекла большое внимание и работы «белютинцев» были перевезены в Манеж на проходившую там юбилейную выставку «30 лет МОСХ». После резкой критики экспозиции генеральным секретарем ЦК КПСС Н. С. Хрущевым, работы белютинцев были убраны и запрещены к дальнейшему показу. Художники были вынуждены уйти в подполье, и в 1964 студия Белютина переехала на дачу художника в Абрамцево. Только в эпоху перестройки, в 1988, выставка участников студии «Новая реальность» была устроена в Третьяковской галерее. В 1950-е преподавал в Московском полиграфическом институте, в 1959 уволен за пропаганду абстракционизма. В 1948 в Москве состоялась первая персональная выставка художника, в том же году был исключен из Союза художников СССР. В 1960-е произведения Э. М. Белютина экспонировались во Франции. В 1969 Итальянской Академией современного искусства художнику присуждена золотая медаль «За выдающиеся творческие достижения и деятельность, имеющие международное значение». В 1970 избран членом Итальянской Академии современного искусства, присуждение премии Дженнаццано и золотой медали международной Биеннале фигуративного искусства (Италия). В 1970-е участвует в выставках в Италии, Германии, США, Бельгии, Англии. В основе белютинской системы обучения лежала «теория всеобщей контактности» (одноименная книга вышла в 1991), трактующая искусство как главное средство духовной компенсации в конфликте человека с окружающей средой. Собственное творчество мастера эволюционировало от живописного экспрессионизма ко все большей абстракции, полностью отвлеченной от предметности в поздних «картинах-модулях». Белютин известен как автор ряда важных трудов по истории искусства, в т. ч. русской художественной педагогики XVIII — начала XX вв. («Русская художественная школа первой половины XIX века», 1963; «Русская художественная школа второй половины XIX — начала XX века», 1967), которые написал в соавторстве со своей женой, искусствоведом Ниной Молевой. Живет и работает в Париже и Москве.

 
 

6. Элий Белютин (Билютин) «Симвология материнства» «Simbologia sul tema della maternita» 1969 Холст, масло. 132,5 х 67
[ увеличить ]