|
Колейчук Вячеслав Фомич
1941, деревня Степанцево Клинского района Московской области
Архитектор, художник, теоретик искусства, мастер экспериментального дизайна. В 1960—1966 учился в МАРХИ (факультет градостроительства). С 1964 начал работать в области художественного, научного и технического изобретательства и творчества. Совместно с коллективом «Движение», участником которого был также Франциско Инфанте, занимался кинетическим искусством.
В 1970—1977 работал в Центральном НИИ теории и истории архитектуры (ЦНИИТИА), затем во Всесоюзном НИИ технической эстетики (ВНИИТЭ). В 1979 принят в Союз архитекторов. Участвовал в выставках в Москве, Риге, Японии, Германии.
Объединил в своем творчестве работу художника и дизайнера. В 1964 оформил кафе «Синяя птица». Испытал как теоретическое, так и практическое влияние конструктивизма. Реконструировал для выставок известные лишь по фотографиям пространственные композиции Александра Родченко. Облекал свои замыслы в форму элегантных абстракций, трехмерных и кинетических объектов. С 1981 включал в свои композиции звук. Много занимался коллажем. В 1993 разработал принцип «стереографики», процарапывая иллюзорно-объемные орнаменты на поверхности металла. В 1970—1980-е опубликовал целый ряд статей в журналах «Декоративное искусство СССР», «Техническая эстетика», сборниках ВНИИТЭ, а также книги: «Мобильная архитектура» (1973), «Новые архитектурно-планировочные структуры» (в соавторстве с Ю. С. Лебедевым; 1978), «Кинетизм». Был удостоен Государственной премии 1999 за дизайн Центра международных юношеских игр (1998) в Москве.
Посвятил себя поискам путей преобразования экспериментальных пространственных конструкций и графических композиций в произведениях арт-дизайна. Творчество Колейчука — экспериментальная и теоретическая разработка проблем формообразования, «преодоления материала» в объектах кинетического и программированного искусства, построение парадоксальных конструктивных и визуальных моделей и образов, поиск новых средств художественной выразительности (самоколлаж, рукотворная голография, самонапряженные и самовозводящиеся конструкции, экзотические музыкальные инструменты). Изобретения и творческие находки Колейчука реализованы в монументальных и выставочных композициях, в том числе на выставках «Экспо-67» и «Экспо-85» в Монреале и в Осаке, в сценографии спектаклей и кинофильмов; они часто служат источником вдохновения для архитекторов и дизайнеров.
Живет и работает в Москве. |