"СВОЙ КРУГ" Художники-нонконформисты в собрании Александра Кроника
 
 
Екатерина Бобринская

Доктор искусствознания. Специалист в области русского и европейского искусства ХХ века. Автор книг  Концептуализм (М., 1994), Футуризм (М.,1999), Русский авангард: истоки и метаморфозы (М.,  2003), Русский авангард: границы искусства. (М., 2006).
Живет и работает в Москве.

 

 

Екатерина Бобринская

История советского неофициального искусства еще мало изучена, не существует ее академической версии. Художники андеграунда резко противопоставляли себя советской традиции, но и питались ее иллюзиями. Подпольная жизнь была обусловлена не только политическими и социальными обстоятельствами, но была и личным выбором художников, их мировоззренческой позицией.

В подпольном искусстве существовало множество разнообразных течений и эстетических установок, иногда даже в творчестве одного художника. Принято различать два этапа советского неофициального искусства: 50—60-е и 70—80-е годы. Но эта граница достаточно условна.

На первом этапе художниками, как Лианозовской школы, так и круга Ильи Кабакова, было важно восстановить прерванные связи с досоветским искусством, с модернистской традицией, утвердить ценности личного опыта, «ценности идентичности». В это время появляются художники абсолютно самобытные, не вписывающиеся ни в какие направленческие границы — Владимир Яковлев, Василий Ситников, Дмитрий Краснопевцев.

Неофициальное искусство 60-х развивалось в противоположных направлениях — одни художники шли к новому реализму (Михаил Турецкий, Борис Рогинский, Илья Кабаков), другие погружались в метафизику (Владимир Янкилевский, Дмитрий Плавинский, Эдуард Штейнберг). Тогда же Оскар Рабин разрабатывает свою версию «мусорного» поп-арта. В это же время начинается аналитическое искусство, работающее с советской символикой и мифами (Вагрич Бахчанян, Михаил Гробман).

В 70—80-е годы эту работу продолжают два определяющих течения — московский концептуализм и соц-арт, иронично и отстраненно описывающие и исследующие символический язык советского социума.

Советское неофициально искусство переживало свою отчужденность от модернистской традиции и западного опыта как трагедию, а страх, который ощущали художники, поставившие себя вне общества, придавал их творчеству особое напряжение и драматизм. Политика меньше всего их занимала, большинство уходило в частную, внутреннюю жизнь. Уединение стало специфической формой противостояния советской идеологической системе. Существование в узком кругу единомышленников становилось для художников, лишенных возможности общения с публикой, своего рода спектаклем, а творческий процесс оказывался важнее результата.

Большинство коллекций неофициального искусства, сложившихся в 70—80- годы, так же были ориентированы не только на собирание произведений, но и на общение с художниками. Коллекция Александра Кроника относится именно к таким «живым» собраниям, почти со всеми художниками, которых собирал, он был знаком и дружен.

Это не похожие друг на друга художники и не вписывающиеся ни в какое направление: Владимир Яковлев, Анатолий Зверев, Дмитрий Краснопевцев, Владимир Немухин, Михаил Кулаков, Владимир Янкилевский, Владимир Пятницкий, Василий Ситников, Оскар Рабин, Никита Гашунин. Для всех искусство стало не столько профессией, сколько способом жизни, все ставили задачу — передать внутренний, доступный только чувству и интуиции, облик мира, то есть представляли «экспрессионистическую» линию «другого искусства». Центральное место в коллекции А. Кроника занимает — и по количеству, и по классу работ — художник Владимир Яковлев. Без изучения этого собрания и сопутствующего ему архива не обойдется ни один исследователь творчества художника. Второй герой — Анатолий Зверев, одна из самых ярких, легендарных и артистичных персон советского андеграунда. У А. Кроника есть замечательные образцы его спонтанного творчества.

В собрании Кроника находится такие редкости, как серия рисунков и линогравюр Оскара Рабина и цикл ранних рисунков Василия Ситникова. Дмитрий Красновпевцев представлен в собрании как характерными живописными работами, так и ранней графикой.

Ценность коллекции Александра Кроника в том, что кроме работ музейного уровня, здесь собраны материалы, с коммерческой точки зрения не существенные, но необходимые для историка искусства. [...полный текст читайте в книге]

 


Эдуард Штейнберг, Виктор Пивоваров и Владимир Янкилевский.
Москва. 1978
Фото Игоря Пальмина
Кат. 284 [ увеличить ]

 

Владимир Немухин.
Прилуки. 1968
Фото Игоря Пальмина
Кат. 277 [ увеличить ]

 

Оскар Рабин. Москва. 1969
Фото Игоря Пальмина
Кат. 279 [ увеличить ]

 

Владимир Яковлев
на выставке в павильоне
«Пчеловодство», ВДНХ.
Москва. 1975
Фото Игоря Пальмина
Кат. 280 [ увеличить ]

 

Дмитрий Плавинский
в мастерской на Маяковской.
Москва. 1986
Фото Александра Кроника.
[ увеличить ]

 

Анатолий Зверев. Москва. 1976
Фото Игоря Пальмина
Кат. 282 [ увеличить ]

 

Михаил Гробман на выставке
в ГЦСИ. Москва. Октябрь 2002
Фото Александра Кроника.
[ увеличить ]